11
Как создаются прототипы сайтов

Как создаются прототипы сайтов

Когда к нам в компанию обращаются клиенты с целью разработки нового сайта, мы объясняем, какие этапы нас ждут впереди. Чтобы разработать сайт, нужно пройти как минимум 6 шагов:
  • обсуждение целей и задач проекта;
  • разработка интерактивного прототипа;
  • разработка технического задания;
  • разработка дизайна;
  • верстка и программирование;
  • внедрение и тестирование.
В этой статье мы – команда DIGIMATIX поговорим об одном из самых важных этапов – прототипировании: о том что это и зачем нужно.

Что такое прототип и зачем он нужен? 

О значении 

Прототипирование — это один из ранних этапов разработки. На наш взгляд, основная его задача — проверка гипотез, о том как пользователи максимально быстро и просто могут достичь своих целей на сайте. Благодаря прототипированию продукта, можно существенно снизить затраты на разработку, так как у разработчиков на руках будут задокументированы структура продукта, карта взаимодействия пользователя с продуктом и конечный дизайн. Также считаем важным отметить, что в процессе проектирования дизайн-команда формирует полный набор способов и инструментов для взаимодействия пользователей с продуктом. Это очень важный момент, так как необходимо сохранить баланс между новизной и изобретательностью, чтобы у пользователей не возникло затруднений и их опыт был положительным.

Резюмируя, прототип нужен для:

  • проверки гипотез, которые были выдвинуты в момент формирования целей и задач проекта;
  • возможности быстрого внесения изменений в функциональность продукта без кода;
  • объяснения логики взаимодействия пользователя с продуктом;
  • презентации идей партнерам и клиентам;
  • избегания дополнительных затрат ресурсов на следующих этапах.

Типы прототипов 

Прототип — достаточно широкое понятие, так как это может быть просто эскиз от руки на бумаге, схема в формате картинки, либо детальный интерактивный прототип. 

По глубине проработки деталей выделяют прототипы:

  • с низкой детализацией;
  • с высокой детализацией.
d73cf3b0-cf13-5d27-ab02-93aed92675fe.png
30cb4e70-976f-5fe2-ad16-aaefa93491e6.png

По возможности взаимодействия с прототипом выделяют:

  • статичный — в виде графического изображения;
  • интерактивный — с элементами взаимодействия, например, с кликабельными ссылками, рабочим слайдером, всплывающими формами, фильтрами и многим другим.

В процессе работы могут быть использованы все типы прототипов, в частных случаях некоторыми из них можно пренебречь. 

Выбор типа и детализации прототипа зависит от того, какое исследование проводится и какие гипотезы мы хотим проверить. Стоит учитывать, что не стоит детализировать прототип больше, чем нужно для проверки гипотез.

Шаги, которые необходимо предпринять для разработки прототипа 

Первый шаг — постановка целей 

Прототип — результат целого комплекса работ специалистов смежных областей и других участников проекта. Самым первым шагом для нас в DIGIMATIX является встреча с клиентом и коллегами, на которой мы ставим цели для будущего продукта. Чем они четче и яснее сформулированы, тем точнее в последующем будут и гипотезы о том как их достичь.

Второй шаг — формирование гипотез 

Если в предыдущем шаге можно допустить размытые формулировки, то на этапе формирования гипотез требования выше. Сложно оценить ценность прототипирования, если вы не знаете, что хотите проверить. «Набросать эскиз страницы, чтобы просмотреть примерное расположение блоков» — сомнительное мероприятие, а «Автоматически подобрать ПК указывая задачи для которых он требуется» — на наш взгляд отличная гипотеза для проверки.

Третий шаг — исследование 

Очень важный этап. Ни одно техническое задание, ни один заполненный бриф на 100500 вопросов не сможет дать такого полного погружения в бизнес клиента как исследование. Понимание бизнес-процессов помогает создавать наиболее эффективные решения. К сожалению, наличие исследования часто обусловлено бюджетом проекта.

Четвертый шаг — формирование прототипа 

Этот шаг характерен «перегонкой» результатов исследований или гипотез в требования к продукту. Может содержать всё от требований к навигации до описания функционала способов закрытия потребностей. И только сейчас этот чистый дистиллят трансформируется в наброски и прототипы низкой детализации.

Пятый шаг — проработка глубины прототипа 

И только на данном этапе прототип начинает обрастать подробностями и контентом. Прототипы высокой детализации легко тестировать, они дают полное представление о работе будущего проекта и помогают выявлять проблемные места в логике работы продукта и пути пользователей.После этой итерации прототип готов стать дизайном. Но это уже совсем другая история…

5 лучших инструментов для разработки прототипа 

При выборе инструмента для прототипирования мы руководствуемся как это ни странно — ленью. Для нас важно удобство переноса прототипа и контента в редактор, где будет происходить игра со шрифтами.

1. Figma 

Абсолютный лидер в нашем топе. Прекрасный инструмент как для прототипирования, так и для UI-дизайна. Бесконечно радует возможности совместной работы и быстрого шеринга для презентаций. В последних проектах практически всю анимацию готовили здесь.

63c40105-af6e-55bf-862a-081077c63cad.png

2. Axure 

Самая известная и популярная программа по созданию прототипов веб-сайтов и приложений. В достаточной степени глубокая, чтобы делать сложные элементы, при этом достаточно легкая, чтобы уже через десять минут ковыряния в интерфейсе подготовить макет даже для неподготовленных пользователей.

4f85bc54-4ce4-5a91-aac4-4d9b1e6b4e84.png

3. Sketch 

Отличный редактор. Большие возможности. Ограничение платформой.

6a238d84-d1b7-5130-9df6-efb56ebd9e04.png

4. Adobe XD 

Еще один продукт американской компании Adobe Inc. Направлен на разработку интерфейсов.

d16eafb2-586b-565e-9f89-e147a5a2b982.png

5. Adobe Photoshop + marvel или Invision 

Если вы старовер, то при помощи этих связок ПО, вы вполне можете создать кликабельный, но простенький прототип и презентовать его команде или клиенту.

900.png

А как же на практике выглядит разработка прототипа? 

Перед тем как приступить непосредственно к созданию прототипа, мы проделываем предварительные шаги, о которых мы уже говорили: ставим цели, формируем гипотезы, проводим исследования. На основе полученных данных мы формируем список необходимого функционала и выстраиваем сценарии поведения. 

В качестве примера возьмем - создание прототипа для интернет-магазина. Список функционала может выглядеть следующим образом:

  • многоуровневый каталог и удобная карточка товара;
  • фильтрация и сортировка товаров по характеристикам;
  • система поиска товаров на сайте;
  • оформление заказа;
  • модули доставки и оплаты;
  • быстрая покупка в несколько кликов;
  • управление заказами в личном кабинете.

Это лишь малая часть функционала, который может использоваться на будущем сайте, поэтому очень важно определить его до начала создания прототипа. Совместно с определением функциональных возможностей мы составляем список уникальных страниц, которые нам предстоит разработать.

9a3c0611-567f-5f54-b224-dfe72780708b.png

Как только проделаны все подготовительные работы, мы совместно с клиентом определяемся с типом прототипа, который создаем. Для интернет-магазина мы обычно делаем интерактивный прототип с высокой детализацией.

В самом начале работ мы выстраиваем сетку будущего сайта, создаем необходимые текстовые стили и собираем минимальный набор UI-компонентов, чтобы уже на этапе дизайна нам проще и быстрее было приводить все элементы в единую стилистику. Все элементы мы делаем в черно-белой палитре, чтобы на данном этапе не отвлекаться на цветовое решение, а сосредоточиться на тестировании.

eb814e2b-85d6-586f-bc45-1aab895f6e8b.png
На первом шаге разработки прототипа мы создаем главную страницу сайта, на основе которой будут построены все остальные. Также на данном этапе мы работаем над хедером, футером, навигационными элементами и выстраиваем все блоки в рамках страницы. Мы не забываем прорабатывать все используемые интерактивные элементы, с которыми будет взаимодействовать пользователь. К таким элементам могут относиться кликабельные ссылки, ховеры, всплывающие формы, слайдеры. В программе Figma такие элементы достаточно просто создавать с помощью функции Variants. Она находится в стадии бета-тестирования, но пользователи уже могут оценить все ее возможности. Основное преимущество интерактивных элементов заключается в их кликабельности и возможности проверить и улучшить понимание того, как будет выглядеть будущий сайт без привлечения программиста и верстальщика.

0da6373a-e5f3-5ec4-b6be-0777b88c110d.png
После того как прототип главной страницы утвержден, мы приступаем к разработке внутренних страниц. На данном этапе мы также собираем блоки контента, прорабатываем структуру и не забываем про элементы взаимодействия: переходы между страницами, клики, выпадающие списки.
086061b4-33e6-561b-b88d-4d446392e370.png
6227b018-5ddb-5cc5-9b09-38b91bafa2e1.png
b7907aca-1311-538b-b23a-0d99fbb61f6d.png

Таким образом 

В результате всех проведенных работ у нас получается детализированный интерактивный прототип, имитирующий функционал готового проекта. С помощью него мы можем: 

  • протестировать цели проекта;
  • проверить гипотезы, которые выдвигали на нулевом этапе;
  • выявить проблемные места и ошибки в логике работы, чтобы они не ушли на последующие этапы.

Мы советуем делать максимально детальный интерактивный прототип сайта, так как это поможет свести риски по части юзабилити и бизнес-логики в проекте к минимуму.